«Вкус кофе в чашке должен быть постоянен», — Пекка Пиринен, управляющий директор Gustav Paulig Ltd
02 ноя 2009, 14:41
1618
Почему на семейную компанию Paulig приходится 65% производства кофе в Финляндии? Никакой государственной поддержки — просто ее бизнес растет на 1% в год вот уже 30 лет.
Финская компания Paulig основана Густавом Паулигом еще в 1876 г. Бизнесмен начал с торговли колониальными товарами и бакалеей: кофе, специи, портвейн, коньяк, соль и мука. Его потомки до сих пор управляют бизнесом группы Paulig, которая производит и продает кофе, специи и продукты этнической кухни на европейских рынках. А скоро кофе Paulig будет выпускаться и в России — финны начали строить завод в Твери и уже подбирают для него персонал. В интервью «Ведомостям» управляющий директор Gustav Paulig Пекка Пиринен рассказал, почему мировой финансовый кризис не помеха для развития кофейного бизнеса.
— С чем связано желание вашей компании наладить производство в России?
— Дело в том, что импорт зеленого кофе не облагается пошлиной. Сейчас мы, импортируя жареный кофе, платим порядка 10% пошлин.
— Каков ваш оборот и доля на кофейном рынке в России? Насколько важен для вас российский рынок?
— В России оборот около 20 млн евро, это примерно 10% общего оборота кофейного концерна. Основной наш рынок — Финляндия (около 80%). Но мы уверены, что Россия скоро будет продавать больше.
— Но вы же не можете не согласиться, что в России больше популярен чай?
— Чай очень популярен, но кофе становится все более и более популярным. По статистике, рынок кофе растет. По данным агентства ACNielsen, общий рынок кофе упал за последние месяцы из-за финансового кризиса на 4-5%, а рынок натурального кофе за это время вырос на 8% несмотря на кризис.
— Информация о том, что ваша компания собирается строить завод в России, появилась еще несколько лет назад. Известно, что вы рассматривали как вариант Ленинградскую область. Чем вам она не подошла? И почему была выбрана Тверь?
— Вы правильно заметили — подходящий участок мы искали два-три года. Процесс поиска выявил ряд проблем. Например, нам было принципиально знать, что у собственника участка есть все разрешения и все они легальны. У собственника площадки в Ленинградской области разрешение было лишь на использование данного участка под складское хозяйство. В наших же планах было возведение кофеобжарочного производства полного цикла, включая импорт зеленого кофе, его обжарку, помол и упаковку. Важно было и наличие инфраструктуры на участке — газ, электричество. В итоге мы начали искать альтернативные предложения. И нашли Тверскую область. Контакт с областным руководством Твери заладился сразу. Первый контакт состоялся в октябре 2007 г., а уже в январе 2008 г. был подписан договор о намерениях с губернатором Тверской области Дмитрием Зелениным. Нам предложили участок земли в индустриальном парке «Боровлево-2». Руководство Тверского региона очень бизнесоориентированно, они заинтересованы в создании новых дополнительных рабочих мест, поступлении налогов. К тому же участок крайне удачно расположен с точки зрения логистики. Основное наше сырье — зеленый кофе — приходит морем в контейнерах в Финляндию. Далее груженые фуры или поезда будут доставлять сырье напрямую в Тверь. Очень важно и то, что в Твери нет проблем с рабочей силой. Мы уже начали подбирать персонал: менеджера по производству, технических менеджеров, главного инженера.
— Каковы параметры производства? Инвестиции? Рабочие места? Производственные мощности? Будет это производство полного цикла или только упаковка?
— Инвестиции составляют порядка 20 млн евро, включая строительство здания и монтаж производственных линий. Площадь самого участка — 7,5 га, производственное здание займет 5600 кв. м. Так что у нас будет возможность при желании расширить производство. А пока годовой объем выпуска — 6000 т готовой продукции, натурального кофе.
— Кофе — это основной продукт, который генерирует прибыль компании?
— Gustav Paulig Ltd входит в концерн Paulig Group. Компания была основана в 1876 г. Густавом Паулигом и по сей день остается семейным бизнесом. Gustav Paulig Ltd специализируется на производстве высококачественного кофе, это занимает 95% бизнеса компании, также в ассортименте представлен жидкий шоколад. Общий оборот Paulig Group — порядка 700 млн евро. Кофейный бизнес занимает 1/3. Одна вторая оборота приходится на продукты этнической кухни, в том числе Texmex (мексиканская). Остаток бизнеса приходится на специи для розничных продаж (бренд Santa Maria), HoReCa (ресторанный бизнес) и промышленные специи.
— Слышала, что вы уже ведете переговоры с российскими торговыми сетями о производстве кофе под их собственными брендами.
— Это не совсем верно. Во время визита российских журналистов в Финляндию я сказал, что когда мы откроем производство в России, то у нас будет возможность производить кофе в более низких ценовых сегментах и частные марки. Такие производства у нас есть в Финляндии, Англии, Швеции и Бельгии. Но это лишь часть нашей стратегии. Мы остаемся маркой премиального кофе. Но мы не отрицаем того, что при наличии на заводе свободных мощностей мы сможем производить частные марки. Однако сегодня никаких переговоров с сетями не существует. Вот запустим завод в 2011 г., убедимся в том, что все работает, и после можно будет открывать дискуссии и переговоры с клиентами по поводу частных марок. Мы бы не хотели никого подводить.
— Сложно вообще работать на российском рынке? С какими проблемами вы сталкиваетесь?
— В России бизнес Paulig работает с середины 90-х гг. Мы вышли сначала в Санкт-Петербург, а после в Москву. Нам были интересны современные форматы торговли. И когда начали открываться торговые сети, мы зашли в них. Именно через национальные сети о нас узнали российские регионы. Конечно, культура ведения бизнеса, решение административных вопросов отличаются в России и Финляндии. Вот, например, недавно у нас открылся новый кофеобжарочный завод в Финляндии. Все произошло в соответствии с планами. Мы точно знали, когда получим разрешение, мы точно знаем, когда мы откроем завод. Финляндия — это полное отсутствие сюрпризов. В России все иначе, всегда нужно закладывать некоторое отставание от графика на различные незапланированные задержки.
— Платите ли вы за вхождение в торговые сети? Сравните с рынками других стран.
— В Скандинавии не существует такого понятия, как плата за вход. Обычно торговля очень тепло принимает любые товарные новинки и с удовольствием предлагает их потребителям. Здесь главное — соблюдать качество товара. Его должны покупать, в противном случае сеть разорвет контракт. В России сети ожидают определенную плату за вход.
Естественно, какой-то фиксированной ставки нет, от сети к сети совершенно разные условия. Мы стараемся работать со всеми.
— Как финансовый кризис отразился на деятельности компании, на ее финансовых показателях?
— Практически никак. В Финляндии никаких изменений нет — люди пьют столько же кофе, сколько и раньше. В России спрос на натуральный кофе растет. Сложности финансового кризиса в девальвации рубля. Увеличение цен, которое у нас произошло, не компенсировало обесценения российской денежной единицы.
— В Финляндии ваша компания — монополист. Как так получилось у частной компании? Вас поддерживает правительство?
— Во-первых, это не монополия, сейчас доля рынка в Финляндии у Paulig — 65%. Основные наши конкуренты — Meira, принадлежащая итальянскому Segafredo, частные марки розничных сетей и несколько небольших иностранных компаний, которые экспортируют в Финляндию около 4000 т (Paulig производит для Финляндии в общей сложности 52 000 т).
Когда я начинал работать в Paulig, это было примерно 30 лет назад, доля компании на рынке была около 30%, т. е. более чем удвоилась, получается, что мы росли на 1% ежегодно. Правительство Финляндии не оказывает нам какой-то специфической поддержки. За этим стоит очень тяжелый человеческий труд. Мы постоянно следим за развитием продуктовых линеек, изучаем вкусы и желания потребителей. Например, в 1980 г. Paulig открыла свой Институт кофе. Институт занимается обучением профессионалов, занятых в сегменте HoReCa, ведению ресторанного бизнеса (кафе), приготовлению и сервировке кофе.
— У каких компаний-трейдеров Paulig закупает зеленый кофе? Есть ли у вас свои плантации? Если нет, то почему?
— Страны происхождения нашего кофе — Бразилия, Колумбия, Никарагуа, Гватемала, Кения, Эфиопия, всего примерно 10 стран. Своих плантаций у нас нет. Дело довольно хлопотное. Кофе — это органический продукт, и качество его зависит от погодных условий. Собственная плантация не гарантирует постоянства качества. А для нас очень важно, чтобы вкус кофе в чашке был постоянен. Это достигается использованием разных сортов кофе разных стран происхождения.
— Как повлияли на ваш бизнес засухи в Колумбии и Кении? Отразится ли это на качестве продукта?
— Никак не повлияли. Еще раз повторюсь, что качество кофе должно быть одинаковым. Отсутствие кофе той или иной страны происхождения мы всегда можем компенсировать с помощью повторного смешения. Эксперты Paulig постоянно ищут и пробуют различные сорта кофе из множества областей по всему миру. Все для того, чтобы иметь возможности замены, если это необходимо.
— Я вам признаюсь честно: очень люблю ваш кофе. Но есть одна проблема. Кофе, купленный в Финляндии, и кофе, купленный в России, слишком различаются. У вас на Россию какая-то отдельная линия идет?
— Вкус всегда зависит от культуры страны. Поскольку в Финляндии вода мягче, то для нее лучше подходят сорта легкой степени обжарки. Также финны больше, чем представители других стран, любят сорта с кислинкой. В России мы продаем кофе темной и средней степени обжарки, который мягче и имеет менее кислый вкус. Эти предпочтения были выявлены на тестировании потребителями разных сортов кофе. Но качество продукции Paulig высокое в обеих странах.
— Какой кофе пьете вы?
— Я люблю разные сорта в зависимости от времени, ситуации и блюд, с которыми они подаются. Наш President средней обжарки, притом приготовленный в кофеварке капельного типа. Его хорошо пить по утрам. После обеда я предпочитаю наш же Espresso.
— Я смотрю, у вас кофейные зерна повсюду (галстук, запонки). Почему вы так любите кофе?
— Это знаки отличия. После 10 лет работы компания дарит сотруднику запонки в виде кофейных зерен. За особые успехи в бизнесе — золотое зерно на лацкан пиджака. Кофейное сообщество в мире гордится своими традициями. А Paulig — это семейная компания, в которой хорошие традиции, отношения между людьми.
Где живет Пиринен
«Я живу на острове Лауттасаари, около Хельсинки. В Финляндии люди не покупают такие большие квартиры, как в России. У меня таунхаус, примерно 200 кв. м. Сам остров небольшой, на нем живет около 20 000 человек. Там свежий воздух и есть возможность делать пробежки. Дачи у меня нет, зато есть парусная яхта. И во время отпуска я плаваю на яхте под парусом и рыбачу».